Ликвидация ООО
На сегодняшний день полностью прекратить работу общества с ограниченной ответственностью можно возможно различными способами. Учредители фирмы принимают решения в зависимости от наличия времени и средств для данной процедуры, а также наличия задолженностей и возможных рисков
Закрыть свой бизнес можно самостоятельно, а можно воспользоваться альтернативными вариантами, когда компания продается, признается банкротом, проводится реорганизация, или меняются учредители.
Официальное закрытие
Большинство фирм закрываются добровольно официально. Данный процесс включает в себя такие последовательные стадии:
- На собрании учредители фирмы решают, что фирма будет закрыта. Здесь важна единогласность (все учредители, если он не один, должны поддержать). Решение закрепляет протокол. Также на собрании выбирается специальная комиссия должностное лицо, ответственное за данный процесс.
- В ФНС направляется уведомление (форма С-09-4), а также заявка (форма Р15002/Р15001). Срок составляет 3 дня.
- Уведомляются работники фирмы и служба занятости.
- Обязательно информируются все, кому компания должна, через печатные СМИ и заказным письмом, которое направляется каждому.
- Составляется список кредиторов. В данный список включаются все частные лица и компании, которые являются кредиторами и обратились по данному поводу в компанию в течение двух месяцев, когда в журнале «Вестник» опубликовали информацию о закрытии компании.
- Выполняется инвентаризация собственности фирмы, которая осталась в ее владении.
- Когда будут получены результаты инвентаризации и, опираясь на список кредиторов, составляется баланс. Данный документ утверждает руководство ООО и направляется в ФНС.
- Кредиторы получат выплаты по задолженностям фирмы в той очередности, которая указана в ГК РФ. Но если у компании не хватает денег для таких расчетов, ее имущество будет продано. А средства, которые останутся у компании, когда все кредиты будут погашены, делятся между всеми учредителями, согласно с долями в ООО.
- Готовит итоговый баланс, который утверждает руководство, уплачивается пошлина и подается заявление, чтобы из реестров провели удаление фирмы. После этого весь пакет документов следует направить в орган налоговой службы.
- Справка о том, что фирма удалена из ЕГРЮЛ выдается в течение пяти дней.
Документs для закрытия фирмы
Чтобы закрыть ООО, требуется:
- Свидетельство про государственную регистрацию.
- Выписка из единого Реестра.
- Устав фирмы.
- Договор, в соответствии с которым фирма была создана.
- Свидетельство, подтверждающее, что ООО стоит на учете в налоговой службе.
- Справка о статистических кодах компании.
- Извещения, полученные из фондов, что фирма стоит на учете.
- Печать.
- Протокол проведенного собрания, где и было принято решение, что ООО будет ликвидировано, а также о назначении комиссии или ответственного за данный процесс лица.
Протокол собрания ООО предоставляется в двух экземплярах. Также нужны паспорта и свидетельства ИНН (копии) таких должностных лиц фирмы: генерального директора, главного бухгалтера и всех членов специальной комиссии, которая будет проводить процесс закрытия.
Как проходит процесс ликвидации компании?
1. Решается вопрос о закрытии
Учредители фирмы назначают собрание, где и будет принято решено о ликвидации ООО. Как правило, при этом также назначается специальная комиссия, которая будет заниматься процессом ликвидации или ответственное лицо (ликвидатор). Эта комиссия и будет руководить работой фирмы на протяжении процесса ликвидации, может действовать без доверенности.
В орган регистрации в течение трех дней должна быть направлена бумага, где указаны все решения, которые приняли учредители фирмы во время собрания. Это делает председатель выбранной комиссии или ответственное за данный процесс лицо. Нужно направить:
- Решение, которое приняли во время собрании, что нужно начинать процесс закрытия фирмы, а также о том, что назначается специальная комиссия или ответственное за данный процесс лицо.
- Уведомление о ликвидации компании, составленное по форме 15001, заверенное нотариусом.
В ЕГРЮЛ эта информация является основанием, чтобы начать процесс закрытия этой фирмы.
2. Публикация информации в «Вестнике»
Законы, действующие сегодня в стране, запрещают закрывать ООО, у которого есть долги. Ликвидация возможна только тогда, когда все они будут закрыты. Именно по этой причине все кредиторы должны быть уведомлены. С этой целью сообщение размещается в «Вестнике». Чтобы ее сделать, нужны такие документы:
- 2 экземпляра заявки и сопроводительного письма к ней;
- решение, которое приняли участники ООО во время собрания.
Также нужно предоставить чек, квитанцию или квитанцию об оплате за публикацию.
3. Оповещение кредиторов
Когда начинается процесс закрытия компании, она обязана сообщить об этом всех кредиторов, которые известны на момент, когда принимается решение о начале процедуры. Делается это в письменном виде, чтобы иметь доказательные уведомления. Можно отправить заказные письма с уведомлением или чтобы лицо, которое будет получать уведомление, доставленное курьерской службой, поставило свою подпись.
4. Приезд налогового органа для проверки
До того момента, пока будет составлен промежуточный ликвидационный баланс, органы ФНС могут приехать для выездной проверки компании, согласно с НК Российской Федерации (ст. 89). В действительности же проверка, когда нужно закрыть ООО, проводится не всегда. Если же компания «нулевая», она не будет проверяться. Несмотря на это, нужно сверить все расчеты, полноту предоставления деклараций. В противном случае, если у фирмы останутся какие-то долги, не только в денежной форме, но и с документацией, она не сможет быть закрытой, о чем говорится в Налоговом кодексом РФ (подпункт 4 п. 3 ст. 44). Но если налоговая проверка назначена, до ее проведения нельзя переходить к следующему этапу.
Пока ожидается налоговая проверка, нужно закрыть все долги по кредитам, выполнить сверки, закрыть все вопросы с фондами.
5. Оформление промежуточного ликвидационного баланса
Когда закончится два месяца с того момента, как появится сообщение в СМИ, можно подать документацию, чтобы был утвержден промежуточный баланс. Согласно Федеральным законом 129-ФЗ (пункт 4 ст. 20), если начался/еще идет суд, налоговая служба еще не закончила проверку, подача таких документов невозможна.
Чтобы составить промежуточный и окончательный баланс, используют обычный бухгалтерский баланс, потому что утвержденной формы нет. Уведомление (форма Р15001), которую предварительно заверяет нотариус, заявитель (председатель комиссии или ответственное лицо) предоставляется в орган регистрации, а сам баланс остается в документации фирмы.
6. Предоставление баланса
Перечень документации:
- Решение о том, что баланс утвержден.
- Заявление (форма Р16001), которую в обязательном порядке должен заверить нотариус;
- Балансовая ведомость ООО;
- Справка из ПФР про то, что нет долгов перед ПФР (орган регистрации может и сам сделать запрос данной справки);
- Документ, подтверждающий, что госпошлина оплачена.
Все этапы должны выполняться последовательно, необходимо учесть все моменты, на каждом этапе сверяться с нормами действующих законов, что требует определенных затрат времени и сил.
Также нужно знать, что полностью закрыть ООО можно после того, как будет закрыт расчетный счет и уничтожена печать компании. Все документы по фирме передаются в архивное хранение.
Во сколько обойдется процедура закрытия фирмы?
Официальная цена за закрытие компании составляет 15 тыс. рублей. В тех случаях, когда руководители ООО выбрали альтернативный вариант, цена составит всего 21 400 рублей. В эту сумму включено:
- Оформление документации на каждой стадии процесса.
- Оформление электронно-цифровой подписи.
- Предоставление пакета документации в орган налоговой службы по всем этапам.
- Подготовку документации и подачу информации, чтобы в журнале «Вестник» опубликовали сообщение о ликвидации, а также оплату пошлины.
- Оформление документации для справок по расчетам с бюджетными фондами, их непосредственное получение.
- Оформление и подачу в ФНС баланса (промежуточного и итогового).
- Пошлину за то, что ликвидация будет официально зарегистрирована.
- Получение документа о закрытии ООО из органа налоговой службы.
Преимущество второго варианта заключается в удобстве и экономии времени. Также он избавит от учредителей фирмы от проверки органами налоговой службы.